Метод проектов

Примерная структура исследовательского проекта. Начальная школа

Зачетный лист исследовательского проекта 

Полезные ссылки:

1. https://drive.google.com/file/d/0B0P2I6Wls-x9T1BLQm1hang3UzA/view?usp=sharing — Создание проекта, автор: Кашковская Татьяна Сергеевна 

 Основные характеристики проекта

Слово «Диалогпроект» в европейских языках заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». В настоящее время этот термин часто применяется в менеджменте, означая в широком смысле любую деятельность, представленную как комплекс отдельных шагов.

В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта. В любом случае для учебного проекта характерны следующие особенности:

  • развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию, развитие критического мышления;
  • самостоятельная деятельность учащихся: индивидуальная, парная, групповая, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;
  • решение какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;
  • представление итогов выполненных проектов в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д., причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;
  • сотрудничество учащихся между собой и учителем.

Существует множество определений учебного проекта, одно из них:

Учебный проект – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом.

При работе с проектом нужно выделить ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причем проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.

Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное неповторимое решение, собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

В работе с проектом есть и еще одно отличие – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы.

Осуществление плана работы над проектом, как правило, включает в себя:

— изучение литературы и других источников информации;

— отбор информации;

— возможно проведение различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов;

— анализ и обобщение полученных данных;

— формулирование выводов и формирование на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы ее решения.

Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта): все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируется собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.

Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результатов работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает ее результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт, проблемы проекта, приобретенную компетентность. Элемент самопрезентации — важнейшая сторона работа над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретенного в ходе ее опыта.

Регламент презентации, как правило, предоставляет не более 7-10 минут на выступление. За это время необходимо рассказать о работе, которая осуществлялась на протяжении всего времени работы над проектом, была связана с обработкой большого массива информации, общением с различными людьми, сделанными автором открытиями. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
  • Практико-ориентированный проект нацелен на решение задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и т.п. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.
  • Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку цели и задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой различных версий, обсуждение и анализ полученных результатов.
  • Информационный проект направлен на сбор сведений (данных, статистики, фактов и т.п.) о каком-либо объекте или явлении, их проверку, анализ и обобщение с целью представления полученной достоверной информации широкой аудитории.
  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции и пр.).