Виды и назначение работ учащихся

 

 Виды и назначение  работ учащихся

 К числу традиционных, постоянно встречающихся в учебной практике работ учащихся относятся реферат, контрольная работа, доклад, лабораторная работа, творческий проект.  
  Характеристика основных видов работ учащихся
Реферат (от лат. refero — «сообщаю») по первоначальному смыслу представляет собой краткий обзор содержания одной или нескольких печатных работ по избранной теме. В таком виде мы встречаемся с рефератом как неотъемлемой частью дипломной работы, в которой в сжатом изложении (не более 25 строк!) приводится ее содержание и основные выводы (см. п. 2.2).
В учебной практике под рефератом подразумевают внеурочную самостоятельную учебную работу по рекомендуемой учебным планом, преподавателем или выбранной самим учащимися теме. Цель работы над рефератом — обретение учащимися навыков библиографического поиска необходимой литературы, аналитической работы с книгой и периодикой и последующего письменного оформления текста. Задачей реферирования является возбуждение в ученике интереса к определенной научной и практической проблематике с тем, чтобы исследование ее в дальнейшем продолжалось все время обучения.
Объем реферата составляет 10—15 страниц машинописного текста.
Контрольная работа — распространенная форма проверки (оценки) знаний учащихся. Контрольная работа, как правило, состоит из некоторого числа вопросов или задач (или того и другого одновременно).
Контрольные работы бывают аудиторными и домашними, текущими и экзаменационными. Домашние контрольные работы характерны для дистанционной формы обучения. Учебным планом, методическими указаниями по изучению дисциплины в этом случае предусматривается конкретное число работ, тематика, форма и сроки выполнения.
Аудиторная контрольная работа позволяет объективно оценить уровень подготовленности и самостоятельности учащегося по одной из ключевых тем изучаемого курса.
Доклад — вид внеаудиторной письменной учебной работы учащегося по определенной теме с последующим публичным сообщением, как правило, на уроках, семинарах или научно-практических конференциях. По своим целям и задачам подготовка доклада совпадает с целями и задачами подготовки реферата. Однако доклад в большей мере способствует формированию навыков исследовательской работы, приучает ученика критически мыслить, делать самостоятельные выводы, выдвигать новые идеи и предложения.
Небольшой по объему доклад может быть зачитан на рядовом уроке или семинарском занятии. Такой доклад называют сообщением.
Объем доклада составляет 10—20 страниц машинописного текста.
Творческий проект — это серьезное комплексное, объемное учебно-практическая работа или учебно-научное исследование, предполагающее творческий подход учащегося к проработке его содержания и тщательность, грамотность оформления. Ученик, подготавливая творческий проект, систематизирует, углубляет и закрепляет знания, полученные в процессе обучения.
Творческий проект предусматривается учебными планами и рабочими программами по специальным   дисциплинам.  
Творческий проект проверяется преподавателем, подвергается (желательно!) нормоконтролю, дорабатывается автором, а затем защищается (возможно, в присутствии преподавателей смежных дисциплин и одноклассников). Цель нормоконтроля — обеспечение в работе ученика ее соответствия нормам и требованиям, начиная с внешнего вида и заканчивая выполнением требований, установленных государственными стандартами, другими нормативными и директивными документами.
Объем творческого проекта колеблется от 25 до 60 страниц машинописного текста.
Исследовательский проект должен обязательно содержать исследовательский раздел.
Прикладной проект должен обязательно содержать технологическую карту, экономическое и экологическое обоснование,  готовое изделие.
Творческий проект — пояснительная записка, фото изделия или текст творческой работы, для работ по направлению техническое творчество  еще и чертеж изделия.