Защита проекта
Заключительный этап работы над проектом — его публичная защита.
Требования к публичной защите работы
— Публичная защита проекта проводится самим автором (если работа индивидуальная) или несколькими представителями творческой группы.
— Представление-защита проводится в устной форме, демонстрацией фрагментов проекта, или его короткой демоверсии.
— Время, предоставляемое для выступления:
- 5-7 класс – 5 – 7 минут вместе с ответами на вопросы членов жюри;
- 8-11 класс – 7 – 10 минут вместе с ответами на вопросы членов жюри.
План защиты прикладного проекта:
-
Демонстрация изготовленных изделий
-
Сообщение темы творческого проекта
-
Цели и задачи творческого проекта
-
Историческая справка, использование дополнительной информации (очень кратко)
-
Описание работы над изделием:
Какие материалы и в каком количестве использованы при изготовлении изделия;
Какие инструменты, материалы и приспособления были использованы при работе над изделием;
Какие технологические приемы применялись при изготовлении изделия;
Последовательность технологической обработки;
Соблюдение правил безопасности
Какие проблемы были вы испытывали при работе над изделием.
-
Оценка материальных затрат
-
Экологическое обоснование:
Наличие ущерба окружающей среде, при изготовлении изделия.
Возможность использования вторичного сырья, отходов производства.
Возможные экологические последствия при использовании изделия (экологическая безопасность).
-
Что нового узнали при работе над выбранной темой
-
Что нового можно придумать
-
Область применения, реклама
-
Выводы: оценить самостоятельно свою работу
-
Выслушать мнение окружающих, ответить на вопросы
В публичной защите проекта, возможно использование различного рода дополнительной печатной рекламно-пояснительной продукции (программа, аннотация, рекомендательные и пояснительные записки и т.д.).
Перед публичной защитой необходимо провести экспертное тестирование демонстрационной техники, записать проект или его демонстрационную версию на компьютер, который будет использоваться во время защиты, проверить качество записи и условия демонстрации.
Рекомендаций по подготовке к защите проекта
Общие рекомендации
- Хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 5-7 минут) изложение материала с использованием интересных примеров.
- Логичное изложение позволяет слушателям лучше понять выступающего.
- Следует употреблять только понятные тебе термины.
- Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.
- Выступление выиграет, если будет максимально использоваться наглядный материал.
- Постарайтесь предупредить возможные вопросы.
Техника подготовки
- Проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.
- Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.
- Заранее продумайте детали своего рабочего места.
- Приготовьте чёткий и красочный наглядный материал.
- Проведите тренировочные выступления перед друзьями, родственниками.
Рекомендации выступающему
- Начните свое выступление с приветствия.
- Огласите название вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.
- Не забывайте об уважении к слушателям в течении своего выступления (говорите внятно).
- Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.
- Старайтесь ответить на все вопросы.
Вопросы оппонентов
- Помните о возможности попросить о повторении вопроса.
- Не обязательно торопиться с ответом, можно подумать, посоветоваться с соисполнителями проекта, посмотреть свои материалы.
- На поставленный вопрос следует отвечать кратко.
- Будьте правдивы. Хуже лукавить, чем прямо ответить на вопрос «Не знаю» или «Это находилось вне поля нашего исследования».
- Ответ на вопрос удобно начинать так: «Как было сказано в докладе».
- После выступления оппонентов поблагодарите их за оценку работы, высказанные замечания.
- Согласитесь с тем, что в проекте действительно не отработано. Лучше открыто признать упущения в проекте.
Рекомендации оппонентам
Свое выступление оппонент начинает с благодарности команде за доклад и за ответы на вопросы.
Оппоненты свое выступление предваряют вопросами докладчику:
- на уточнение: «Уточните, пожалуйста» (далее, следует просьба, что требуется уточнить);
- на понимание: «Правильно ли я вас понял, когда вы говорили, что» (далее своими словами пересказывается соответствующая часть доклада).
С помощью вопросов выясняются:
- основные факторы, влияющие на характер поведения рассматриваемых процессов,
- как эти факторы учитывались или устранялись;
- допущения и приближения, сделанные авторами при построении теоретической модели;
- обоснованность применения тех или иных методов и др.
Задача оппонента: дать квалифицированную оценку проекта, т.е. назвать сильные и слабые стороны работы, показать возможные пути устранения недостатков.
Оппонент выделяет сильные стороны проекта.
Запрещаются слова «нельзя», «вы не правы», «слабая работа» и т.п.
Критические замечания высказываются на положительном фоне, например, так: «Компетентность разработчиков не вызывает сомнений, однако...».
Допускается критика, основанная не на субъективном мнении, не на эмоциях, а на авторитетных источниках.
Делаются предложения по улучшению работы.
Защита творческого проекта оценивается по следующим показателям:
-
использование наглядных средств
-
содержание, качество доклада (аргументированность выбора темы,композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов)
-
межпредметные связи
-
культура речи
-
глубина знаний
-
эрудиция
-
качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность, убежденность)
-
стремление к достижению высоких результатов
-
чувство времени
-
деловые и волевые качества выступающего