Заключение

За основу данСкриншот 2017-03-30 06-11-35ной вкладки взяты материалы «ПРОЕКТ: ШАГ ЗА ШАГОМ» - методическое пособие для учителей и учащихся» Медведевой Веры Викторовны учителя технологии, педагога – психолога с сайта социальных работников образования

Особенности заключения

      Заключение – краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изученного в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования. Заключение не должно представлять собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной части. Оно должно содержать то существенное, что составляет итоговые результаты исследования. Однако в этом разделе не должно быть никаких новых фактов, суждений. Выводы должны соответствовать поставленным задачам. Не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств. Заключение (как и введение) обычно составляет от 1 до 3 страниц текста.

    Важной составной частью заключения является самооценка учащимся результатов проделанной работы. Обычно именно с этим разделом у юных исследователей возникают проблемы. Для решения этой проблемы предлагается составить лист самооценки (который может быть дан в приложении в форме таблицы или описан в тексте заключения). Ниже предлагаются вопросы, взятые из пособия по учебно-исследовательской деятельности школьников[10]. Автор методики предлагает учащемуся самостоятельно оценить, чему он научился за время выполнения работы (на все вопросы можно дать ответы да, нет или частично):

  • познакомился с деятельностью учреждения (какого?);
  • стал лучше ориентироваться в выбранной сфере деятельности;
  • работа повлияла на выбор профессии;
  • участвовал в выборе темы исследования;
  • изучил дополнительную литературу с целью углубления знаний по проблеме (какую?);
  • научился формулировать проблему, цель и гипотезу исследования, ожидаемый результат;
  • получил практические навыки работы (с приборами, источниками информации, с установками, с компьютером);
  • проводил расчет или выполнил чертеж;
  • научился анализировать полученные результаты;
  • обсудил ход работы с руководителем; работа имела практическое значение (какое?);
  • получил удовлетворение от выполнения проведенного исследования или иное.

Учащийся в качестве самооценки может отметить плюсы и минусы своей работы.

    Итак, в заключение обычно подводится итог исследования:

— достигнуты ли цели, решены ли задачи;

— формулируются выводы, суммируется сказанное;

— указываются практические пути реализации полученных выводов;

— намечаются новые задачи и проблемы.

Содержание выводов должно четко отражать позицию автора.