Заключение
За основу данной вкладки взяты материалы «ПРОЕКТ: ШАГ ЗА ШАГОМ» - методическое пособие для учителей и учащихся» Медведевой Веры Викторовны учителя технологии, педагога – психолога с сайта социальных работников образования
Особенности заключения
Заключение – краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изученного в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования. Заключение не должно представлять собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной части. Оно должно содержать то существенное, что составляет итоговые результаты исследования. Однако в этом разделе не должно быть никаких новых фактов, суждений. Выводы должны соответствовать поставленным задачам. Не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств. Заключение (как и введение) обычно составляет от 1 до 3 страниц текста.
Важной составной частью заключения является самооценка учащимся результатов проделанной работы. Обычно именно с этим разделом у юных исследователей возникают проблемы. Для решения этой проблемы предлагается составить лист самооценки (который может быть дан в приложении в форме таблицы или описан в тексте заключения). Ниже предлагаются вопросы, взятые из пособия по учебно-исследовательской деятельности школьников[10]. Автор методики предлагает учащемуся самостоятельно оценить, чему он научился за время выполнения работы (на все вопросы можно дать ответы да, нет или частично):
- познакомился с деятельностью учреждения (какого?);
- стал лучше ориентироваться в выбранной сфере деятельности;
- работа повлияла на выбор профессии;
- участвовал в выборе темы исследования;
- изучил дополнительную литературу с целью углубления знаний по проблеме (какую?);
- научился формулировать проблему, цель и гипотезу исследования, ожидаемый результат;
- получил практические навыки работы (с приборами, источниками информации, с установками, с компьютером);
- проводил расчет или выполнил чертеж;
- научился анализировать полученные результаты;
- обсудил ход работы с руководителем; работа имела практическое значение (какое?);
- получил удовлетворение от выполнения проведенного исследования или иное.
Учащийся в качестве самооценки может отметить плюсы и минусы своей работы.
Итак, в заключение обычно подводится итог исследования:
— достигнуты ли цели, решены ли задачи;
— формулируются выводы, суммируется сказанное;
— указываются практические пути реализации полученных выводов;
— намечаются новые задачи и проблемы.
Содержание выводов должно четко отражать позицию автора.