Введение

За основу данСкриншот 2017-03-30 06-11-35ной вкладки взяты материалы «ПРОЕКТ: ШАГ ЗА ШАГОМ» - методическое пособие для учителей и учащихся» Медведевой Веры Викторовны учителя технологии, педагога – психолога с сайта социальных работников образования

Особенности написания введения

Структура введения состоит из обоснованности выбора темы, актуальности исследования, описания используемых источников и новизны, возможно описание противоречия, формулировка проблемы, темы, определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, указываются цели и задачи, коротко перечисляются методы. Все перечисленные составляющие введения должны быть взаимосвязаны и логично вытекать одно из другого. В конце введения указывается значимость исследования, возможные потребители. Рассмотрим кратко все  составляющие

Проблема

        Работа начинается с постановки проблемы, которая определяет направление в организации исследования и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?». В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий. Противоречие формулируется исходя из выявленного рассогласования между желаемым образом и реальным.

         Таким образом, проблема – социально значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть противоречие между потребностью и возможностью ее удовлетворения, недостаток информации о чем-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др. [9].

         Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного  науке, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций.

Примеры
  1. Исследование посвящено проблеме совершенствования рационального питания у старшеклассников. Актуальность ее определяется сложившейся неблагоприятной динамикой структуры фактического питания подростков, а также отмеченным в связи с этим ростом хронической патологии органов пищеварения.
  2. На карте Кольского полуострова немало названий, в основе которых – цветовые ощущения людей. Нас это заинтересовало, и мы решили изучить причины появления цветовых топонимов.
  3. В научных трудах по стилистике русского языка о союзе сказано лишь то, что он является служебной частью речи и служит для связи членов предложения, самих предложений и текста в целом. Наша работа предполагает иной подход к исследованию этой части речи: мы рассмотрим союз с точки зрения его эмоциональной, экспрессивной и стилистической окраски в текстах Л.Толстого.

Проблема  может быть сформулирована как несоответствие реально существующего необходимому, требуемому; проблема может быть сформулирована в форме проблемного вопроса или проблемной задачи, а также при помощи слова «невозможно» [1].

Пример

— Проблема состоит в невозможности достичь чего-то необходимого без…

         Возможно использование клише:

— В центре внимания автора находятся…

— На первый план автором выдвигаются…

— Главные усилия автора направлены на…

—  В работе автор ставит (затрагивает, освещает) проблемы...

-  В работе автор останавливается на следующих проблемах…

         Тема

       Тема отражает проблему в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел.

Пример

-  Изучение привычек питания старшеклассников лицея.

         Возможно использование клише:

— Исследование посвящено такому актуальному вопросу, как…

— Исследование посвящено решению вопроса…

— Темой исследования является…

— В исследовании рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?)…

Актуальность

       После формулирования проблемы, подлежащей разрешению, определяется степень ее актуальности. Актуальность выбранной темы обосновывает необходимость проведения исследования. При формулировании обоснования актуальности исследования необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

Примеры

 — Амфибии до сих пор изучены не полностью, в их жизни остается много загадок. Необходимо разработать охранные меры для сохранения численности и видового разнообразия земноводных. Из изучение необходимо для того, чтобы не лишить Землю таких животных, как жабы, квакши, лягушки и др.

— Статистические данные указывают на актуальность изучения состояния природной среды Севера и возможных последствий его химического загрязнения.

         При формулировании актуальности темы, проблемы возможно использование следующих клише:

— Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как…

— Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (десятилетия)…

— В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?)…

— Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.)…

         После определения степени актуальности исследования рекомендуется описать тактику исследования – систему локальных практических действий, направленных на достижение цели. Вырабатывая тактику, исследователь определяет объект и предмет исследования, разрабатывает гипотезу, разбивает цель на подцели (задачи), формулируя их четко и в логической последовательности, определяет источники и базу исследования, отбирает совокупность необходимых для успешного исследования методов (инструментарий).

         Объект исследования.

В литературе можно встретить различные трактования данного понятия.

Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на который направлено познание, или как явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей то или иной социальной группы [6].

В-третьих, под объектом понимается область, в рамках которой ведется исследование совокупности связей, отношений и свойств как источника необходимой для исследователя информации [5].

В-четвертых, это фрагмент реальности, на который направлена активность взаимодействующего с ним субъекта. Объектами могут быть различные управленческие процессы и их компоненты (содержание, методы, средства и т.д.), биопсихосоциодуховные системы (люди, в т.ч. учащиеся, педагоги, родители), социально-экономические или правовые системы [1].

Примеры

— Объектом исследования является действующее расписание уроков в средней школе.

— Грипп по-прежнему остается неконтролируемой инфекцией, поэтому особенности его распространения мы выбрали в качестве объекта изучения.

— Объектом исследования является профессиональное самоопределение школьника.

         Предмет исследования

более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Он устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования, научного поиска в каждом объекте. Включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе. Эта та конкретная часть объекта (фрагмента реальности) или процесс в нем, который исследуется и/или проектируется, часто – преображается. Предмет всегда изучается в рамках какого-то объекта.

Пример

— Объектом исследования является почва для выращивания комнатных растений. Предмет исследований – микрофлора почвы, ее влияние на морфофизиологические признаки растений.

 Часто предмет исследования практически совпадает с его темой.

Пример

— «Холодная» война: противостояние атомных флотов

— США и СССР в районе Северного полюса в 60-90-х гг. ХХ в.

         Предмет исследования определяет  цели и задачи.

         Цель

Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.

Как правило, цель начинается с глаголов: «выяснить», «выявить», «сформировать», «обосновать», «провести» и т.д.

Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

Есть несколько философских определений:

1) цель – это мечта, которая должна осуществиться к точно намеченному сроку;

2) цель – это гавань; кто не знает, в какую гавань плывет, тому нет попутного ветра.

Таким образом, под целью исследования можно понимать как модель желаемого конечного результата, так и четко спрогнозируемый ожидаемый результат предстоящей деятельности. Цель должна быть сформулирована так, чтобы ясно было, какие результаты ожидает получить субъект в результате деятельности.

Примеры

— Установить взаимосвязь между циклическими колебаниями солнечной активности и жизнедеятельностью организмов.

— Выявить соответствия качеств личности выпускника требованиям предъявляемым профессией.

         Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

         Задачи  

Задачи представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца. В задачах обозначают комплекс проблем, которые необходимо решить в ходе эксперимента. Задачи могут отражать определенную пошаговость достижения цели, последовательность действий.

         Функции задач [1]:

— выделить необходимое количество понятных и посильных операций, необходимых для реализации цели исследования;

— установить четкую логическую последовательность операций (именно поэтому задачи нумеруются!);

— смоделировать весь объем работы по достижению цели, рассчитать силы и время исследователя (исследовательского коллектива).

Задачи проекта – это выбор путей и средств для достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели.

Как правило, в методической литературе по организации проектной деятельности учащихся рекомендуют не менее трех задач:

первая – теоретическая, связанная с раскрытием понятий, терминологией, историей вопроса;

вторая – аналитическая (сравнение, анализ, исследование),

третья – практическая (проведение эксперимента, получение результата, сравнение полученных результатов с первоначальными данными, формулирование выводов).

В объекте, предмете и гипотезе уже заложен содержательный аспект задач. Можно использовать «классы задач» [1], связанные:

1) с изучением теоретических основ объекта и предмета исследования;

2) с изучением и критическим анализом практики (положительного и отрицательного опыта) преобразования предмета исследования;

3) с моделированием желаемого образа предмета исследования в будущем;

4) с личной организацией эксперимента или проверкой на практике разработанного собственного проекта (модели, изделия и др.);

5) с оформлением результатов исследования.

Примеры

— Цель работы: изготовить образцы изделий прикладного творчества на основании изучения основных видов деятельности саамского народа. Задачи: 1) познакомиться с основными занятиями и промыслами саамского народа; 2) освоить технику работы с кожей, бисером, мехом; 3) изготовить предметы декоративно-прикладного творчества по саамским мотивам.

— Целью проводимого исследования являлась оценка состояния эпифитного лишайникового покрова деревьев в окрестностях села… Задачи: 1) изучить видовой состав лишайников, обитающих в окрестностях села…; 2) проследить зависимость лишайникового покрова деревьев от удаленности источника загрязнения; 3) выяснить, как изменился лишайниковый покров на деревьях с 1996 г. по 2010 г.

— Цель проекта выявить соответствие качеств личности выпускника требованиям предъявляемым профессией. Задачи: 1) теоретическое изучение особенности профессии… 2) исследование качеств личности; 3) сравнительный анализ полученных результатов исследования с требованиями, предъявляемыми профессией … к человеку.

         Гипотеза

Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения [6]. Гипотеза исследования – это развернутое предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер, то есть технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько – какие-то из них подтвердятся, какие-то – нет. В ходе эксперимента (работы, исследования) гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается [5].

Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения («Если…, то…» или «Чем…, тем…»).

Примеры

— Если изменить кислотность почвы известкованием, то произойдет усиление роста листьев фиалки.

— Если мы определим, какое количество кофеина содержат различные сорта чая и кофе, то сможем рассчитать безвредную для организма человека ежедневную дозу чая и кофе, следовательно, сможем определить порог, за которым наступает наркотическая зависимость.

         Гипотеза – обязательный элемент в структуре исследовательского проекта; предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего гипотезы формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями [9].

Пример

— Здоровье детей в малодетных семьях лучше, чем в многодетных.

         Гипотеза – это метод проектирования способов разрешения выявленных противоречий и проблемы в направлении достижения цели на основе исследования и преобразования предмета. Это тезис, утверждающий важную идею, истинность которой предстоит доказать или отвергнуть в процессе исследования [1].

         Виды гипотез: рабочие, научные, теоретические, эмпирические, простые, составные.

         Функции гипотез: прогнозировать пути и средства достижения целей, выражать концептуальную позицию автора исследования, проверять и развивать существующие идеи/теории, сознавать новые идеи/теории.

         Алгоритмы формулирования гипотез:

  1. «Мы повысим качество А, если создадим условия: B, C, D».
  2. «А есть D».
 Пример

— Детский коллектив есть фактор успешного воспитания гуманистических отношений между учащимися.

Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям: не включает в себя слишком много положений; не содержит неоднозначных понятий; выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею; проверяема и приложима к широкому кругу явлений; не включает в себя ценность суждений; имеет правильное стилистическое оформление. Не рекомендуется в качестве гипотез формулировать известные аксиомы («фотография – это искусство»).

         Обязательно указывайте в работе методы исследования!

Выбор конкретных методик и методов исследования определяется прежде всего характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования.

Методика – это совокупность приемов, способов исследования, порядок их применения и вид интерпретации полученных с их помощью результатов.

         Метод — это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата.

         Методы исследования —  основные способы проведения исследования.

         Рассмотрим кратко, какие именно методы чаще всего используются в научных работах.

         Анализ – расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Данный метод является самым популярным. Так может использоваться сравнительно-правовой анализ (например, сравниваются правовые системы России и США, Франции, Германии), статистический анализ (динамика рассматриваемого явления за определенный период времени), анализ системно-структурный, системно-генетический, монографический, факторный, исторический, психоанализ, контент-анализ.

         Дедукция — вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

         Индукцияметод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему).

         Классификация — разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.

         Моделирование — изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.

         Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых  объектов.

         Обобщение — прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов.

         Описание — фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

         Прогнозирование — специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

         Синтез — соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

         Эксперимент — апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде с тем, чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации.

         Возможны сложные и простые варианты оформления методологической основы исследовательской работы.

Примеры

— В процессе исследовательской работы были применены совокупность методов экономико-статистического анализа, концепции различных школ финансового менеджмента.

— В процессе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как научная абстракция, анализ и синтез, методы группировки, сравнения.

— На основе сравнительно-исторического метода проведен анализ истории развития института гражданско-правового договора и порядка его заключения в российской цивилистической науке и законодательства разных периодов.

— При написании работы нами были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный метод, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических публикаций и статей, аналитический метод.

         Всю совокупность методов исследования можно разбить на три группы:

         Первая группа – это методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов. Они включают метод «мозговой атаки», экспертных оценок, методы типа «дерева целей», «деловой игры», морфологические методы и другие.

         Вторая группа – методы формализованного представления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей. Среди них можно выделить следующие классы: аналитические (включают методы классической математики, методы математического программирования, теории игр); статистические; теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические представления; графические.

         К третьей группе относятся комплексные методы: комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, графосемиотика и др. Они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов. К третьей группе также относят методы исследования информационных потоков.

         В исследовательских работах учащихся, в которых используются методы социологических исследований, при проведении маркетинговых исследований рекомендуют использовать качественные и количественные методы.

Основные качественные методы исследований – это фокус-группы, глубинные интервью, контент-анализ, экспертное интервью.

Основные количественные методы – это различные виды опросов (лично, по телефону, по электронной почте, через Интернет; опрос физических или юридических лиц, экспертов) и мониторинг.

Методом исследований может стать сбор и анализ вторичной информации, источниками которой выступают СМИ, официальная информация, законодательные документы, Интернет, базы данных и др.

В конце введения рекомендуется дать характеристику источников, используемых автором работы («автор привлекает к анализу следующие материалы», «материалом исследования послужили», «в основе работы лежат материалы исследований»), отметить новизну исследования и практическую значимость. Последние два зачастую вызывают затруднения  учащихся. В данном контексте можно  сказать, что исследование является самоцелью, цель исследования – получение нового знания. При раскрытии значимости работы специалисты рекомендуют рассмотреть ее в нескольких плоскостях: для общества в целом, для своего образовательного учреждения, группы учащихся, самого автора. Не рекомендуется показывать только общественную или только личную значимость.