Требования к стилю
За основу данной вкладки взяты материалы «ПРОЕКТ: ШАГ ЗА ШАГОМ» - методическое пособие для учителей и учащихся» Медведевой Веры Викторовны учителя технологии, педагога – психолога с сайта социальных работников образования
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ
Требования к стилю
Проект должен отвечать требованиям научного стиля, для которого характеры логическая последовательность изложения, однозначность, точность и объективность формулировок, лаконизм и конкретность [5].
При этом под логичностью понимается последовательное, непротиворечивое и аргументированное изложение содержания исследования, что достигается последовательностью развития мысли (во-первых, прежде всего, далее и т.п.), правильным установлением причинно-следственных отношений (как уже было сказано, кроме того, к тому же...), указанием на противоречия (однако, между тем, с другой стороны и др).
Точность проявляется в умении находить адекватное словесное выражение понятиям и в научной речи зависит от правильного употребления терминов. Научный стиль требует однозначности обозначений понятий, явлений, предметов.
Пример: Ритм музыки определяется числом ударов или тактов в минуту. Вальс, танго, фокстрот – это около 30 тактов в минуту, термин «удар» для этих стилей не используется. Для современной клубной музыки характерен темп в 140 ударов в минуту.
Конкретность предполагает использование реальных данных, полученных в ходе эксперимента, наблюдения, изменений. В отличие от художественных текстов, где применимы характеристики «больше – меньше», в научных работах используются количественные показатели.
Пример: Зараженность брюшных мышц рыб появляется у особей длиной 25-28 см, лишь незначительно увеличивается с возрастом и не превышает 25% при индексе обилия 0,5 у рыб длиной более 37 см.
Конкретность научной речи требует доказательности: цитирование, ссылки на первоисточник, результаты исследования.
Лаконизм или сжатость при насыщенности содержания достигается путем строгого отбора лексики, четкой структурированности текста, использования рубрикации.
Пример: В результате железодефицита в организме развивается малокровие, снижается иммунитет, увеличивается риск инфекционных заболеваний.
Характерной чертой научного стиля является наличие так называемых клише – особых лексико-синтаксических конструкций, речевых стереотипов. Эти клише обязательно нужно вводить в словарный запас ученика.
Пример:
— Исследование посвящено такому актуальному вопросу как…
— Темой исследования является...
— В центре внимания автора находятся…
— Данная тема (проблема) представляет собой актуальность, так как…
— Материалом исследования послужили….
— Анализ литературы позволил выявить наиболее обоснованную точку зрения…