Современный взгляд на проект

За основу данСкриншот 2017-03-30 06-11-35ной вкладки взяты материалы «ПРОЕКТ: ШАГ ЗА ШАГОМ» - методическое пособие для учителей и учащихся» Медведевой Веры Викторовны учителя технологии, педагога – психолога с сайта социальных работников образования
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЫХ ИСТОЧНИКОВ на которые ссылается автор при разработке материалов «ПРОЕКТ: ШАГ ЗА ШАГОМ» Методическое пособие для учителей и учащихся»

1. Бродский Ю.С. Методология и методы исследовательской деятельности: Материалы и опорные конспекты лекций по некоторым темам курса. — Екатеринбург, 2004. – 25 с.

2. Волкова А.Л. Учебное исследование в школе: виды, алгоритмы, принципы/ / Школьные технологии. 2009. — № 4. С. 94 – 96.

3. Исследовательская работа школьников. 2008. — № 4.

4. Калмыкова И.Р. Экзаменационный реферат в 9 и 11 классах: Основные направления деятельности учителя по подготовке учащихся// Образование в современной школе. 2001. — № 12. С. 45 – 53.

5. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.

6. Методические рекомендации к конкурсным работам. – Екатеринбург, 2009 [Электронный ресурс].

7. Обухов А.С. Введение в психологическое исследование: принципы построения программы// Школьные технологии. 2007. — № 1.

8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 80с.

10. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей/ Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 96 с.

СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОЕКТ

          Проектная деятельность – совместная деятельность учителя и ученика, позволяющая представить один из результатов образования, востребованный обществом, — компетентности. «Компетентности не ограничиваются академической или профессиональной успешностью, ключевые компетентности необходимы для успешности во всех сферах жизни человека» [8]. В документах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к ключевым компетентностям относят автономное или самостоятельное действие, интерактивное использование средств, функционирование в социально-гетерогенных группах. «Совершенно ясно, что все эти компетентности прямо связаны с проектной деятельностью.  Именно в ситуации достижения самостоятельно поставленной цели, при планировании результата человек учится действовать самостоятельно, на свой страх и риск пробует и отбирает наиболее приемлемые средства достижения цели, учится сотрудничать с соратниками» [8]

         Сегодня существует несколько терминов, связанных с понятием «проектирование». С точки зрения К. Поливановой «проектом может быть назван представленный аудитории замысел (например, архитектурный проект, воплощенный в чертеже или макете, или бизнес-проект – сформулированная идея действия в сфере бизнеса). Проектом также может быть названа и сама последовательность шагов от замысла к реализации, завершающаяся получением некоторого продукта. Это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени" [8].  И. Сергеев под проектом понимает «1) реалистичный замысел о желаемом будущем. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ своей практической осуществимости; 2) метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическое достижении» [9].  М. Степанова дает определение проекта через понятие учебного проектирования, которое включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути [10]. В данном пособии мы будем опираться на все три определения, так как в нашем понимании проект – это творческая и исследовательская последовательная деятельность учащегося, основанная на исследовательских, поисковых и проблемных методах и содержащая рациональное обоснование постановки социально значимой цели, конкретные способы ее практической осуществимости или достижения.