Особенности исследовательского проекта

Скриншот 2017-03-30 06-11-35
 
За основу данной вкладки взяты материалы «ПРОЕКТ: ШАГ ЗА ШАГОМ» Методическое пособие для учителей и учащихся» Медведевой Веры Викторовны учителя технологии, педагога – психолога с сайта социальных работников образования

Особенности исследовательского проекта

       Исследовательский проект включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач и методов исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов [9].
 Исследовательскую деятельность  принято разделять на три вида [10]:
 1.Монопредметное исследование — выполняется по конкретному предмету, результаты не выходят за рамки отдельного предмета, исследование направлено на углубление знаний учащихся по предмету).
2. Межпредметное — направлено на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов. Результаты выполнения выходят за рамки отдельного учебного предмета. Исследование направлено на углубление знаний учащихся по одному или нескольким предметам.
3. Надпредметное исследование — направлено на исследование конкретных личностно-значимых для учащихся проблем. Результаты выходят за рамки учебной программы. Способствует преодолению фрагментарности знаний и формированию общеучебных умений и навыков, формированию команды, объединенных одной целью. Надпредметное исследование может выступать средством интеграции школьного образования, дополнительного образования, самообразования и образования в опыте социальной деятельности ученика.
По типу исследования могут быть посвящены [3]:
а) сравнению двух аналогичных объектов, процессов и явлений и выявлению их отличий и причин этих отличий;
б) мониторингу какого-либо объекта, процесса или явления и выяснению типа, интенсивности, скорости и причин его изменения;
в) изучению поведения объекта, процесса или явления при изменении условий; выяснению места изучаемого объекта, явления или процесса в общей классификационной таксономической системе данной научной области;
г) выявлению соотношения природных и антропогенных причин возникновения тех или иных особенностей или изменений в характеристиках объекта, процесса и явления.
      Под научным исследованием энциклопедия Брокгауза и Эфрона понимает процесс выработки новых научных знаний. Научное исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью. Отличие учебного исследования от научного заключается в том, что «учебное исследование учит способам нахождения нового, а научное исследование его находит» [2]. Педагог подбирает такое учебное содержание, которое провоцирует открытие учащегося. Учитель знает заранее результат исследования ученика, то есть открытие происходит для учащегося, а не для науки. Открытие ограничено во времени рамками учебного процесса.
Как и в научном исследовании, в исследовании учебном различаются два взаимосвязанных вида: эмпирический и теоретический.
     Эмпирическое исследование устанавливает новые факты науки опытным путем, затем производит обобщения и формулирует эмпирические законы и закономерности.
    Теоретическое исследование призвано выдвигать и формулировать общие законы и закономерности посредством логических умозаключений, прогнозов, добавляя недостающие звенья, как вероятные.
    И теоретическое, и эмпирическое исследования имеют мыслительную и практическую направленность, но их характеристики различаются.
    К теоретическим исследованиям относятся теоретический анализ и синтез, абстрагирование, моделирование, аналогия, выращивание продукта на основе логических умозаключений. Данное исследование требует готовности учащегося к сложным обобщениям, требует также умения самостоятельно выстраивать версии (гипотезы) и алгоритм действий, логическое достраивание, анализ, синтез, моделирование, самостоятельное формулирование закона, правила.
    К эмпирическим исследованиям относят  обследование, мониторинг, изучение и обобщение опыта, эксперимент, опытную работу, изучение литературы, документации и результатов деятельности, наблюдение, опрос, тестирование, экспертную оценку. Здесь чаще делают прикладные открытия (проект, пособие, разработка и др.), чем фундаментальные (концепция, обогащение теории и др.). В данном исследовании учащийся, как правило, рассматриваем предложенные учителем версии и гипотезы, использует предложенные учителем алгоритмы для деятельности, типовые схемы, диаграммы, графики, иллюстрации. Учащийся собирает (накапливает) информацию, идеи. Он наблюдает, сравнивает, систематизирует и обобщает полученную информацию. Для школьника-исследователя такая деятельность становится с одной стороны, естественной, идущей от его потребности открывать «новое», с другой стороны – очень похожей на настоящую научную деятельность.
    Ученическое проектирование может возникать и развиваться по разным траекториям:
        1. Предложенная учителем тема самостоятельной творческой работы становится проектной идеей.
        2. Может идти «от результата». Он четко определен, зафиксирован, а дальше все «подтягивается» к этому итоговому продукту. Поэтому первый тип называется дивергентным, а второй – продуктивным. Каждый тип работы имеет свои преимущества и недостатки, зависит от особенностей группы учащихся, индивидуальных особенностей ученика.
      Таким образом, главное отличие  исследовательского проекта от других видов работ – наличие проблемы.   Это поисковое исследование, направленное на выявление и решение какой-либо проблемы. Формулирование проблемы сопровождается определением противоречия, выдвижением гипотезы, определением методов, целей, задач предмета и объекта исследования.
     Учитель самостоятельно выбирает алгоритм исследования. Как правило, определяется тема исследования, формулируется противоречие, ставится проблема, формулируются гипотеза (версия), объект и предмет исследования, цель. Ставятся границы исследования, определяются методы и шаги – задачи. Осуществляется сбор информации, измерения, анализ собранной информации и систематизация, предварительные выводы, сравнения выводов (или изготовление продукта), оформление результатов, выбор формы презентации, подготовка презентации, презентация, самооценка и самоанализ.