Основная часть
За основу данной вкладки взяты материалы «ПРОЕКТ: ШАГ ЗА ШАГОМ» - методическое пособие для учителей и учащихся» Медведевой Веры Викторовны учителя технологии, педагога – психолога с сайта социальных работников образования
Особенности написания основной части
Главы основной части посвящены раскрытию содержания работы. Основная часть должна развивать главную мысль, обозначенную во введении. В ней раскрывается тема, сообщаются основные сведения, предлагаются пути решения проблем
Первая глава обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы и сопоставлены, сделаны соответствующие обобщения и выводы.
В этом разделе демонстрируется знание основных работ по исследуемому вопросу, а также умение работать с литературой, подбирать необходимые источники, проводить их анализ, сопоставление, сравнение. Заглавие основной части должно выражать основное содержание работы.
В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты:
- определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;
- изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;
- обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;
- перечислить особенности формирования (факторы, условия, механизмы, этапы) и проявления изучаемого явления [6].
Рекомендуется описать основные подходы к решению проблемы, изложить сущность различных точек зрения, объяснить выбор той или иной точки зрения [4]. Можно использовать следующие клише:
— В настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы.
— Можно выделить несколько подходов к ее решению.
— Существует две (три и т.д.) основных точки зрения на проблему. Первый подход раскрывается в работах (чьих?), второй подход прослеживается в трудах (кого?), третий подход лежит в основе работ (чьих?).
— В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений…
— Первая точка зрения принадлежит (кому?) и заключается (в чем?). Вторая точка зрения представлена в работах (чьих?) и сводится (к чему?). Сущность третьего подхода раскрывается в работах (чьих?) и состоит (в чем?).
— Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?)
— Мы считаем, что наиболее убедительной является точка зрения (кого?)
— Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чье?).
В- итоге можно прийти к выводу (заключению) о том, что самой оригинальной (интересной, любопытной) является идея (концепция), выдвинутая (кем?).
Необходимо сделать краткий вывод о степени изученности проблемы и перспективах ее дальнейших исследований. Возможно и формирование собственной гипотезы. Определение ее новизны логически следует из идеи содержания работы. Все термины, определения, понятия, мнения следует подкреплять ссылками на первоисточники. Работа может считаться научной, если используются научные термины, определения, взгляды, теории со ссылками на авторство. Существует негласное правило: сколько задач, столько и глав (параграфов). В тексте должны быть ссылки на используемые источники. По всем рисункам и таблицам также даются ссылки на источник.
Первую главу, как и все остальные главы основной части, следует завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.
В последующих главах работы, имеющих опытно-экспериментальный характер, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов (если таковые имеются в работе).
При описании методик обязательными данными является: название, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке.
В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве испытуемых, их квалификации, возрасте, поле и другие данные, значимые для интерпретации. Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обработку, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.
Практическую (исследовательскую) часть по психологическим темам рекомендуется делать по следующему алгоритму:
1) организация исследования (цель, гипотеза, объект, предмет);
2) база исследования;
3) выборка;
4) план исследования (включающий этапы с указанием сроков). Сроки должны быть достаточны для проверки воспроизводимости, надежности и стабильности результатов, их обсуждения и апробации;
5) методы и методики исследования;
6) результаты исследования; 6) анализ полученных результатов исследования [7].
Проведение эксперимента осуществляется по плану, основанием которого являются этапы:
- подготовительный (выбор проблемы, темы, подготовку инструментария, выбор методов и разработку методик),
- конструирующий (содержит непосредственно исследование),
- корректирующий (формулирование предварительных выводов, их апробирование и уточнение),
- контрольный,
- заключительный (подведение итогов и оформление результатов).
Формулировка ожидаемых результатов эксперимента связана с целями исследования, а критерии оценки должны задаваться до начала эксперимента. Показателями эффективности любого эксперимента могут быть критерии результативности и критерии затрат времени [5].
В работах с использованием социологических методов исследования часто используются анкеты и опросы. Однако этого недостаточно. Специалисты факультеты социологии Гуманитарного университета г.Екатеринбурга советуют обязательно включать в проект Программу социологического исследования, которая и служит доказательством социологического исследования. Программа имеет два обязательных раздела: 1) методологический (формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования, формулировка цели и задач, интерпретация понятий, системный анализ объекта, формулировка гипотез); 2) методико-организационный (построение модели выборки, подбор методов сбора и анализа информации).
В работах, связанных с изобретательством и рационализаторством, обработкой конструкционных, поделочных и текстильных материалах, рекомендуется описать используемые творческие методы (ассоциаций, аналогии, фокальных объектов и др.), а также добавить в текст технологическую карту, экономическое и экологическое обоснование, анализ прототипов изделия.
Следует также перечислить применяемые приборы и инструменты, указать точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров.
При первом упоминании животного, растения или микроорганизма в скобках указываются его видовое название на латинском языке и автор, впервые описавший этот вид.
Если проводилось анкетирование, то прилагаются ответы респондентов. Важно подробно изложить изученные результаты, при необходимости их можно проиллюстрировать таблицами, рисунками, графиками и фотографиями в приложениях со ссылками на номер приложения. Если материал большого объема, то сравнительный анализ полученных данных выносится в отдельный раздел – «Результаты…». Достоверность результатов подтверждается расчетами, макетами устройств, ссылками на литературные источники и т.п.
После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше вынести в приложение.
Раздел экспериментальной (исследовательской, практической) части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами («обобщая сказанное, можно сделать вывод, что…»; «на основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?)»).
При написании выводов необходимо учитывать следующие правила:
- Выводы должны являться следствием данного исследования и не требовать дополнительных измерений;
- Выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала.